Кадет - это не чин, не
звание. Образно говоря, это состояние
взращенной в определенных условиях
свободной и ответственной, справедливой и чистой воинской русской души.
Кадет А. Зеркач
Кадетские
корпуса - интересная страница в истории отечественной системы
образования. Значение накопленного в них педагогического опыта выходит
далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские
корпуса поначалу были задуманы подчеркнуто не как специфические военные
школы, только для подготовки военных кадров, а как школы для подготовки
высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах
государственной и общественной жизни. Это объяснялось прежде всего
отсутствием жесткой границы между военной и гражданской администрациями,
основы деятельности которых были заложены петровской Табелью о рангах.
Переход с военной службы с сохранением или даже повышением ранга не
составлял особого труда. Соответственно, вся система обучения и
воспитания в кадетских корпусах выстраивалась с учетом этих возможностей,
и круг преподаваемых предметов был достаточно широк. Не случайно в
рапорте на высочайшее имя, поданном в 1732 г. директором старейшего из
кадетских корпусов - Сухопутного шляхетского - генералом И. Л. Люберасом
фон Поттом среди прочего мы встречаем и следующее замечание: "А понеже
не каждого человека природа к воинскому склонила, тако же и в
государстве нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь
при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции,
танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную
склонность, потому б и учению определить".
Зарождение
в России военно-учебных заведений связано с именем Петра I. Стрелецкий
мятеж 1698 г., подавленный генералом Патриком Гордоном и силами выборных
(иноземного строя) полков - Первомосковского и Бутырского, а также
Преображенского и Семеновского, утвердил Петра во мнении о необходимости
глубокого реформирования войска. 25 июня (6 июля) 1700 г. в селе
Преображенском состоялась фактическая передача первых четырнадцати вновь
сформированных полков командирам дивизий генералам А. М. Головину и А.
А. Вейде. Эта дата вошла в отечественную историю как день учреждения
регулярной (Петровской) армии, 200-летие которой отмечалось в 1900 г. А
закончила она свое существование в изгнании в 1924 г., приняв новую
форму бытия - Русский Общевоинский союз. Для боеспособной армии
требовался обученный офицерский корпус. Если раньше для укомплектования
полков иноземного строя вербовались западные военные специалисты,
привлекаемые в Россию высоким денежным содержанием и определенными
привилегиями, то теперь для новой регулярной армии вновь создаваемый
офицерский корпус формировался из унтер-офицеров Преображенского и
Семеновского полков. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и
достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское
звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию. Сам Петр
I начал свое военное образование с "барабанной науки и солдатские чины
прямыми своими заслугами получил". Спустя годы царь не отказывал себе в
удовольствии лично подавать сигналы барабанным боем после успешного
штурма очередной шведской крепости. Он прошел все ступени военной службы
от бомбардира бомбардирской роты до полковника Преображенского полка.
Петр I понимал, что солдатская служба не может вечно оставаться прямой
дорогой к офицерскому званию. И для этого он предпринял следующие шаги.
Указом от 14 января 1701 г., вернувшись из заграничного путешествия,
царь повелел: "Быть математических и навигацких хитростно наук учению".
В
палатах Сухаревой башни в Москве была открыта Навигацкая школа, которая
положила начало созданию отечественной системы военного образования.
Следует отметить, что это было первое светское высшее учебное заведение
в России для подготовки специалистов военно-морского флота,
судостроителей, геодезистов и др., последнее название которого было "Морской
Е.И.В. Наследника Цесаревича кадетский корпус". Среди первых учителей
Навигацкой школы были профессор Эбердинского университета Генрих
Фарварсон, англичане Степан Гвин и Ричард Грейс, а также автор первого
русского учебника арифметики Леонтий Магницкий. По своим знаниям он не
уступал иностранцам и, по словам современника, ими "хотя и навигаторы
написаны, только до Леонтия наукой не дошли". Леонтий Филиппович
Магницкий (1669-1739) - выходец из крестьян. Самостоятельно овладел
грамотой и основами латинского языка. В 1694 г. окончил
Славяно-греко-латинскую академию. Изучил математику, немецкий,
голландский и итальянский языки. В Навигацкой школе преподавал со
времени ее открытия до последних дней жизни, пройдя путь от
преподавателя до начальника школы. В 1703 г. Л. Ф. Магницким была издана
"Арифметика" - первый русский курс математики, которую М. В. Ломоносов
впоследствии назвал наряду с "Грамматикой" М. Смотрицкого "вратами
учености". В том же году при его участии было подготовлено русское
издание логарифмических таблиц А. Влакка, а в 1722 г. изданы
астрономические и навигационные таблицы.
В 1711 г. Императором Петром
Великим было учреждено звание "паж".
16 января 1712 г. учреждена Инженерная школа в Москве.
В 1712 г. также была образована школа при артиллерийском полку в
Санкт-Петербурге.
6 марта 1715 г. учреждена Артиллерийская школа в Москве.
Одной Навигацкой школы оказалось недостаточно, и Петр I 1 октября 1715
г. издал указ об учреждении в С.-Петербурге Академии морской гвардии с
курсом преподавания Навигацкой школы.
В марте 1719 г. учреждена
Инженерная школа в С.-Петербурге.
В 1721 г. Петр I повелел при каждом гарнизонном полку учредить школу на
5 детей солдат для обучения грамоте и мастерству. Однако учились там и
дети других сословий, о чем говорит следующая интересная справка о
поступавших в эти школы:
1. дети
обер-офицеров; 2. солдатские дети;
3. дети податного сословия;
4. свободного состояния немцы;
5. дворяне (выгнанные из кадетских корпусов кадеты);
6. незаконнорожденные;
7. цыгане;
8. евреи;
9. бродяги.
Таких школ было образовано 49.
В них принимались мальчики от 7 до 15 лет, и если они обнаруживали
способности и преодолевали начальный курс, то специализировались по
следующим направлениям:
10 человек обучались артиллерии и фортификации, 20 - пению и музыке, 10
- мастерствам и 10 - письмоводству. Школы с самого зарождения
претендовали на универсальность даваемых знаний и навыков. Этот принцип
сохранялся и в дальнейшем, оттого-то из военных воспитанников вышло
немало деятелей, проявивших себя в различных областях. С15-летнего
возраста отроки поступали в армейские и гарнизонные полки, а наиболее
способные оставлялись в школах еще на 3 года для особого
усовершенствования. Школы эти находились под попечительством губернских
начальников - вице-губернаторов, губернаторов и генерал-губернаторов. В
1721 г. создана Особая школа при Петербургском лабораторном доме для уже
состоявших на службе артиллеристов. 13 марта 1724 г. - упразднены
Инженерная и Артиллерийская школы в Москве. А в 1725 г. Инженерная и
Артиллерийская школы в С.-Петербурге соединены. Однако эти военные
учебные заведения не играли лидирующей роли в системе подготовки
офицеров для армии и флота России: основное значение имела служба в "коренных"
гвардейских полках - Преображенском и Семеновском. Изменения в эту
систему были внесены в период правления племянницы Петра Великого
Императрицы Анны Иоанновны.
Именно при ней был основан
Сухопутный шляхетский кадетский корпус в России, по инициативе графа П.
И. Ягужинского, по образцу существовавших кадетских корпусов во Франции,
Дании и Пруссии. Генерал Павел Иванович Ягужинский - сын бедного
сельского учителя, был денщиком Петра Великого, затем стал генералом,
графом, министром. В 1722 г. он был назначен генерал-прокурором Сената,
который получил большие полномочия. Неслучайно генерал-прокурор Сената
назывался "сердцем всего государства". П. И. Ягужинский показал себя на
этом посту прекрасным администратором. После смерти Петра I П. И.
Ягужинский служил послом в Польше, а затем в Пруссии. Там он
познакомился с действовавшим кадетским корпусом. Фактически это было
возрождение в новых условиях учебных заведений древней афинской
демократии. Всего в России в XVIII веке было основано четыре кадетских
корпуса, в XIX веке - 22 и в XX веке, до Первой мировой войны, - четыре
корпуса. Затем, во время Гражданской войны, на территории Русской армии
под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля было основано
еще два кадетских корпуса - Донской КК (летом 1920 г.) и Крымский КК (9
октября 1920 г.). В 1920 г. из персонала и кадет восьми Императорских
корпусов (Петровско-Полтавский; Владикавказский; Донской Имп. Александра
III; Одесский; Владимирско-Киевский; Полоцкий; Сибирский Имп. Александра
I, г. Омск; Хабаровский), покинувших Россию после Гражданской войны,
были сформированы три корпуса в Королевстве Сербов, Хорватов, Словенцев:
Первый Русский, Крымский и Донской. С 1934 г. по сентябрь 1944 г. в
городе Белая Церковь (на границе с Румынией) оставался один корпус,
носивший имя генерал-инспектора военно-учебных заведений Российской
Империи, - Первый Русский Великого князя Константина Константиновича
кадетский корпус.
Во
Франции до середины 60-х годов находился корпус-лицей имени Государя
Императора Николая II. Вот почему иногда среди достаточно пожилых кадет
можно видеть и более молодое поколение, окончивших данный корпус-лицей,
например Юрия Илиодоровича Шидловского. Среди всех учебных заведений
Императорской России кадетские корпуса занимали совершенно
исключительное место. Выпускные этих военных закрытых учебных заведений
сохраняли почти восторженную любовь к своим корпусам и всю жизнь
оставались кадетами. Можно было видеть уже убеленных сединами людей,
которые с гордостью и любовью отзывались о своих корпусах. В корпусах
создавался тот слой общества, который в прошлом почти целиком участвовал
в жертвенном служении России, в создании ее славы и величия. Кадетские
корпуса с начальствующим, воспитательным, учительским и обслуживающим
персоналом высокой квалификации, с оборудованием лабораторий, классов,
со всеми учебными принадлежностями и пособиями, с обмундированием,
мастерскими, с занимаемой большой площадью для стрельбищ, плацев,
спортивных площадок, с кладовыми, кухнями, хлебопекарнями, налаженным
снабжением продуктами питания, конюшнями, выездами, лазаретами, банями,
лагерями стоили очень дорого Российскому государству, и, несмотря на все
эти затраты, выпуск одного года из всех КК (принимая во внимание хотя и
незначительный, но все же некоторый процент выходивших на сторону по
каким-либо причинам) был недостаточен для пополнения юнкерских рядов
военных училищ и, на первый взгляд, не удовлетворял нужды большой
российской армии (900 000 человек в мирное время, без казаков и
гвардейских полков). Однако этого количества было вполне достаточно,
чтобы заквасить всю юнкерскую массу, пропитать ее тем духом, который
незаметно выносился из корпусных стен и которым так же совершенно
незаметно для самих себя пропитывались те, кто в военные училища
поступал из среды гражданских учебных заведений, как принято было
говорить, "с вокзала". Нельзя отрицать, что всем военным училищам были
присущи их собственные особенности и традиции, что составляло почетную
гордость... но кадеты были "дрожжами", на которых поднималось пышное "тесто"
- императорский офицерский корпус. Среда и сама обстановка выковывали
жертвенность, чувство долга, товарищество. В жизни звучала уставная
фраза: "Сам погибай, но товарища выручай". А таких примеров было много,
и даже в прошлую, Вторую мировую войну, кадеты обессмертили свои имена.
Например, Александр Редькин, Иван Волков, Константин Сафаревич и многие
другие. Наружный лоск и щегольство кадет были общеизвестны. Форма была
ценностью, погон - гордостью, и это было совершенно одинаково как у
кадет западной окраины, так и далекой восточной, теплого юга и холодного
севера или центра - сердца России.
Учебно-образовательный уровень кадет был тот же, что и в гражданских
учебных заведениях, но длился после получения начального образования 7
лет, а не 8. Россия на протяжении двух последних столетий видела и знала
кроме героев - крупных военачальников, генералов - плеяду ученых,
писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей,
путешественников, исследователей и даже подвижников и духовных пастырей,
вышедших из кадетской среды. Так, военное образование получили:
Игнатий
Брянчанинов, канонизированный Русской Православной Церковью;
A.А. Аракчеев - государственный деятель конца XVIII - начала XIX в.;
Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Врангель, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф.
Лисянский, Н. Д. Путятин - флотоводцы и мореплаватели и многие другие
славные моряки;
Ф. Г. Волков - основатель русского театра;
B. В. Верещагин, П. А. Федотов, Н. А. Ярошенко - живописцы;
Верещагин-старший - основатель сыроварения в России;
И. В. Гурко - герой Балканских войн за освобождение болгар от
турецкого ига, командующий войсками Варшавского округа;
В. И. Даль - автор "Толкового словаря";
И. С. Дорохов - во время Отечественной войны 1812 г. славный партизан,
генерал от инфантерии (пехоты), участник заграничных походов русской
армии 1813-1814 гг.;
Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн, А. Н. Радищев, Д. В. Григорович, Ф.
Н. Глинка - писатели;
В. П. Ивашев, П. Л. Свистунов, К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель - наиболее
известные декабристы; П. А. Кропоткин, князь, - ученый-географ,
предсказал существование архипелага Северная Земля в Северном
Ледовитом океане, открытого впоследствии и исследованного экспедицией
под руководством полковника Б. А. Вилькицкого, революционера-анархиста;
М. И. Кутузов, князь Смоленский - генерал-фельдмаршал; участвуя в
русско-турецких войнах, отличился в боях под Очаковом, Аккерманом,
Бендерами, при взятии Измаила; главнокомандующий русской армией,
разгромившей Наполеона;
Д. Д. Максутов - ученый в области астрономии и оптики, академик,
дважды лауреат Государственной премии СССР;
В. Ф. Петрушевский - русский ученый, генерал-лейтенант артиллерии,
сконструировал усовершенствованный прицел, изобрел дальномер для
береговой артиллерии; Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, А. Н. Скрябин
- композиторы; И. М. Сеченов - основатель русской физиологии; С. А.
Ульянин - пионер русской авиации, летчик-конструктор; М. И. Занкевич,
А. А. Игнатьев - выдающиеся военные разведчики в период Первой мировой
войны.
И особо хочется рассказать о кадетах, ставших впоследствии выдающимися
дипломатами. Именно о них вспоминал в своем докладе на XVII съезде
объединения кадет российских КК, проходившем в сентябре 2000 г. под
Монреалем, министр иностранных дел России Игорь Сергеевич Иванов, сам
выпускной Московского СВУ.
"Военное
дело и дипломатия представляют собой по существу две
руки государства. Недаром они так тесно переплелись в личных судьбах
многих воспитанников русских КК. Для примера вспомним хотя бы биографию
генерала от кавалерии графа Александра Ивановича Чернышева. Молодым
офицером он отличился в сражениях при Аустерлице и Фридланде, затем
выполнял ответстеннейшие дипломатические и разведывательные поручения
Императора Александра I при дворе Наполеона, а впоследствии вновь
прославился военными подвигами, стал одним из героев войны 1812 г. Свою
блестящую карьеру он закончил военным министром при Императоре Николае
I. Военную и дипломатическую деятельность совмещал и другой выдающийся
военный деятель, полный Георгиевский кавалер генерал-фельдмаршал И. Ф.
Паскевич. Мне приятно вспоминать и о тех воспитанниках КК, которые
целиком посвятили себя дипломатической деятельности. В их числе -
министр иностранных дел России в 1806-1808 гг. А. Я. Будберг, посланник
в Мадриде и Лиссабоне X. Е. Кудрявский, участники переговоров
соответственно с Китаем и Турцией Л. В. Казакевич и К. В. Левицкий и
многие другие".
Статья написана по книге Валентина Михайловича Меньшова "Российские
кадеты", С.Пб., 2003, том 1.