Добро пожаловать на сайт общественной организации
«Объединение выпускников Первого Московского кадетского корпуса»

Заявление | История | Устав |Список | Собрания Структура | Председатель | Контакты | Форум | Гостевая Ссылки


История 1МКК >>

Кадет - это не чин, не звание. Образно говоря, это состояние
взращенной в определенных условиях
свободной и ответственной, справедливой и чистой воинской русской души. 

Кадет А. Зеркач
 

    Кадетские корпуса - интересная страница в истории отечественной системы образования. Значение накопленного в них педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы подчеркнуто не как специфические военные школы, только для подготовки военных кадров, а как школы для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни. Это объяснялось прежде всего отсутствием жесткой границы между военной и гражданской администрациями, основы деятельности которых были заложены петровской Табелью о рангах. Переход с военной службы с сохранением или даже повышением ранга не составлял особого труда. Соответственно, вся система обучения и воспитания в кадетских корпусах выстраивалась с учетом этих возможностей, и круг преподаваемых предметов был достаточно широк. Не случайно в рапорте на высочайшее имя, поданном в 1732 г. директором старейшего из кадетских корпусов - Сухопутного шляхетского - генералом И. Л. Люберасом фон Поттом среди прочего мы встречаем и следующее замечание: "А понеже не каждого человека природа к воинскому склонила, тако же и в государстве нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при том учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, потому б и учению определить".

    Зарождение в России военно-учебных заведений связано с именем Петра I. Стрелецкий мятеж 1698 г., подавленный генералом Патриком Гордоном и силами выборных (иноземного строя) полков - Первомосковского и Бутырского, а также Преображенского и Семеновского, утвердил Петра во мнении о необходимости глубокого реформирования войска. 25 июня (6 июля) 1700 г. в селе Преображенском состоялась фактическая передача первых четырнадцати вновь сформированных полков командирам дивизий генералам А. М. Головину и А. А. Вейде. Эта дата вошла в отечественную историю как день учреждения регулярной (Петровской) армии, 200-летие которой отмечалось в 1900 г. А закончила она свое существование в изгнании в 1924 г., приняв новую форму бытия - Русский Общевоинский союз. Для боеспособной армии требовался обученный офицерский корпус. Если раньше для укомплектования полков иноземного строя вербовались западные военные специалисты, привлекаемые в Россию высоким денежным содержанием и определенными привилегиями, то теперь для новой регулярной армии вновь создаваемый офицерский корпус формировался из унтер-офицеров Преображенского и Семеновского полков. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию. Сам Петр I начал свое военное образование с "барабанной науки и солдатские чины прямыми своими заслугами получил". Спустя годы царь не отказывал себе в удовольствии лично подавать сигналы барабанным боем после успешного штурма очередной шведской крепости. Он прошел все ступени военной службы от бомбардира бомбардирской роты до полковника Преображенского полка. Петр I понимал, что солдатская служба не может вечно оставаться прямой дорогой к офицерскому званию. И для этого он предпринял следующие шаги. Указом от 14 января 1701 г., вернувшись из заграничного путешествия, царь повелел: "Быть математических и навигацких хитростно наук учению".

    В палатах Сухаревой башни в Москве была открыта Навигацкая школа, которая положила начало созданию отечественной системы военного образования. Следует отметить, что это было первое светское высшее учебное заведение в России для подготовки специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др., последнее название которого было "Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича кадетский корпус". Среди первых учителей Навигацкой школы были профессор Эбердинского университета Генрих Фарварсон, англичане Степан Гвин и Ричард Грейс, а также автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий. По своим знаниям он не уступал иностранцам и, по словам современника, ими "хотя и навигаторы написаны, только до Леонтия наукой не дошли". Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - выходец из крестьян. Самостоятельно овладел грамотой и основами латинского языка. В 1694 г. окончил Славяно-греко-латинскую академию. Изучил математику, немецкий, голландский и итальянский языки. В Навигацкой школе преподавал со времени ее открытия до последних дней жизни, пройдя путь от преподавателя до начальника школы. В 1703 г. Л. Ф. Магницким была издана "Арифметика" - первый русский курс математики, которую М. В. Ломоносов впоследствии назвал наряду с "Грамматикой" М. Смотрицкого "вратами учености". В том же году при его участии было подготовлено русское издание логарифмических таблиц А. Влакка, а в 1722 г. изданы астрономические и навигационные таблицы.

    В 1711 г. Императором Петром Великим было учреждено звание "паж".
16 января 1712 г. учреждена Инженерная школа в Москве.
В 1712 г. также была образована школа при артиллерийском полку в Санкт-Петербурге.
6 марта 1715 г. учреждена Артиллерийская школа в Москве.
Одной Навигацкой школы оказалось недостаточно, и Петр I 1 октября 1715 г. издал указ об учреждении в С.-Петербурге Академии морской гвардии с курсом преподавания Навигацкой школы.
В марте 1719 г. учреждена Инженерная школа в С.-Петербурге.
В 1721 г. Петр I повелел при каждом гарнизонном полку учредить школу на 5 детей солдат для обучения грамоте и мастерству. Однако учились там и дети других сословий, о чем говорит следующая интересная справка о поступавших в эти школы:

1. дети обер-офицеров; 2. солдатские дети;
3. дети податного сословия;
4. свободного состояния немцы;
5. дворяне (выгнанные из кадетских корпусов кадеты);
6. незаконнорожденные;
7. цыгане;
8. евреи;
9. бродяги.

    Таких школ было образовано 49. В них принимались мальчики от 7 до 15 лет, и если они обнаруживали способности и преодолевали начальный курс, то специализировались по следующим направлениям: 10 человек обучались артиллерии и фортификации, 20 - пению и музыке, 10 - мастерствам и 10 - письмоводству. Школы с самого зарождения претендовали на универсальность даваемых знаний и навыков. Этот принцип сохранялся и в дальнейшем, оттого-то из военных воспитанников вышло немало деятелей, проявивших себя в различных областях. С15-летнего возраста отроки поступали в армейские и гарнизонные полки, а наиболее способные оставлялись в школах еще на 3 года для особого усовершенствования. Школы эти находились под попечительством губернских начальников - вице-губернаторов, губернаторов и генерал-губернаторов. В 1721 г. создана Особая школа при Петербургском лабораторном доме для уже состоявших на службе артиллеристов. 13 марта 1724 г. - упразднены Инженерная и Артиллерийская школы в Москве. А в 1725 г. Инженерная и Артиллерийская школы в С.-Петербурге соединены. Однако эти военные учебные заведения не играли лидирующей роли в системе подготовки офицеров для армии и флота России: основное значение имела служба в "коренных" гвардейских полках - Преображенском и Семеновском. Изменения в эту систему были внесены в период правления племянницы Петра Великого Императрицы Анны Иоанновны.

 
    Именно при ней был основан Сухопутный шляхетский кадетский корпус в России, по инициативе графа П. И. Ягужинского, по образцу существовавших кадетских корпусов во Франции, Дании и Пруссии. Генерал Павел Иванович Ягужинский - сын бедного сельского учителя, был денщиком Петра Великого, затем стал генералом, графом, министром. В 1722 г. он был назначен генерал-прокурором Сената, который получил большие полномочия. Неслучайно генерал-прокурор Сената назывался "сердцем всего государства". П. И. Ягужинский показал себя на этом посту прекрасным администратором. После смерти Петра I П. И. Ягужинский служил послом в Польше, а затем в Пруссии. Там он познакомился с действовавшим кадетским корпусом. Фактически это было возрождение в новых условиях учебных заведений древней афинской демократии. Всего в России в XVIII веке было основано четыре кадетских корпуса, в XIX веке - 22 и в XX веке, до Первой мировой войны, - четыре корпуса. Затем, во время Гражданской войны, на территории Русской армии под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля было основано еще два кадетских корпуса - Донской КК (летом 1920 г.) и Крымский КК (9 октября 1920 г.). В 1920 г. из персонала и кадет восьми Императорских корпусов (Петровско-Полтавский; Владикавказский; Донской Имп. Александра III; Одесский; Владимирско-Киевский; Полоцкий; Сибирский Имп. Александра I, г. Омск; Хабаровский), покинувших Россию после Гражданской войны, были сформированы три корпуса в Королевстве Сербов, Хорватов, Словенцев: Первый Русский, Крымский и Донской. С 1934 г. по сентябрь 1944 г. в городе Белая Церковь (на границе с Румынией) оставался один корпус, носивший имя генерал-инспектора военно-учебных заведений Российской Империи, - Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус.

    Во Франции до середины 60-х годов находился корпус-лицей имени Государя Императора Николая II. Вот почему иногда среди достаточно пожилых кадет можно видеть и более молодое поколение, окончивших данный корпус-лицей, например Юрия Илиодоровича Шидловского. Среди всех учебных заведений Императорской России кадетские корпуса занимали совершенно исключительное место. Выпускные этих военных закрытых учебных заведений сохраняли почти восторженную любовь к своим корпусам и всю жизнь оставались кадетами. Можно было видеть уже убеленных сединами людей, которые с гордостью и любовью отзывались о своих корпусах. В корпусах создавался тот слой общества, который в прошлом почти целиком участвовал в жертвенном служении России, в создании ее славы и величия. Кадетские корпуса с начальствующим, воспитательным, учительским и обслуживающим персоналом высокой квалификации, с оборудованием лабораторий, классов, со всеми учебными принадлежностями и пособиями, с обмундированием, мастерскими, с занимаемой большой площадью для стрельбищ, плацев, спортивных площадок, с кладовыми, кухнями, хлебопекарнями, налаженным снабжением продуктами питания, конюшнями, выездами, лазаретами, банями, лагерями стоили очень дорого Российскому государству, и, несмотря на все эти затраты, выпуск одного года из всех КК (принимая во внимание хотя и незначительный, но все же некоторый процент выходивших на сторону по каким-либо причинам) был недостаточен для пополнения юнкерских рядов военных училищ и, на первый взгляд, не удовлетворял нужды большой российской армии (900 000 человек в мирное время, без казаков и гвардейских полков). Однако этого количества было вполне достаточно, чтобы заквасить всю юнкерскую массу, пропитать ее тем духом, который незаметно выносился из корпусных стен и которым так же совершенно незаметно для самих себя пропитывались те, кто в военные училища поступал из среды гражданских учебных заведений, как принято было говорить, "с вокзала". Нельзя отрицать, что всем военным училищам были присущи их собственные особенности и традиции, что составляло почетную гордость... но кадеты были "дрожжами", на которых поднималось пышное "тесто" - императорский офицерский корпус. Среда и сама обстановка выковывали жертвенность, чувство долга, товарищество. В жизни звучала уставная фраза: "Сам погибай, но товарища выручай". А таких примеров было много, и даже в прошлую, Вторую мировую войну, кадеты обессмертили свои имена. Например, Александр Редькин, Иван Волков, Константин Сафаревич и многие другие. Наружный лоск и щегольство кадет были общеизвестны. Форма была ценностью, погон - гордостью, и это было совершенно одинаково как у кадет западной окраины, так и далекой восточной, теплого юга и холодного севера или центра - сердца России.
 

   Учебно-образовательный уровень кадет был тот же, что и в гражданских учебных заведениях, но длился после получения начального образования 7 лет, а не 8. Россия на протяжении двух последних столетий видела и знала кроме героев - крупных военачальников, генералов - плеяду ученых, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей, путешественников, исследователей и даже подвижников и духовных пастырей, вышедших из кадетской среды. Так, военное образование получили:

Игнатий Брянчанинов, канонизированный Русской Православной Церковью;
A.А. Аракчеев - государственный деятель конца XVIII - начала XIX в.;
Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Врангель, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Н. Д. Путятин - флотоводцы и мореплаватели и многие другие славные моряки;
Ф. Г. Волков - основатель русского театра;
B. В. Верещагин, П. А. Федотов, Н. А. Ярошенко - живописцы;
Верещагин-старший - основатель сыроварения в России;
И. В. Гурко - герой Балканских войн за освобождение болгар от турецкого ига, командующий войсками Варшавского округа;
В. И. Даль - автор "Толкового словаря";
И. С. Дорохов - во время Отечественной войны 1812 г. славный партизан, генерал от инфантерии (пехоты), участник заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.;
Ф. М. Достоевский, А. И. Куприн, А. Н. Радищев, Д. В. Григорович, Ф. Н. Глинка - писатели;
В. П. Ивашев, П. Л. Свистунов, К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель - наиболее известные декабристы; П. А. Кропоткин, князь, - ученый-географ, предсказал существование архипелага Северная Земля в Северном Ледовитом океане, открытого впоследствии и исследованного экспедицией под руководством полковника Б. А. Вилькицкого, революционера-анархиста;
М. И. Кутузов, князь Смоленский - генерал-фельдмаршал; участвуя в русско-турецких войнах, отличился в боях под Очаковом, Аккерманом, Бендерами, при взятии Измаила; главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона;
Д. Д. Максутов - ученый в области астрономии и оптики, академик, дважды лауреат Государственной премии СССР;
В. Ф. Петрушевский - русский ученый, генерал-лейтенант артиллерии, сконструировал усовершенствованный прицел, изобрел дальномер для береговой артиллерии; Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, А. Н. Скрябин - композиторы; И. М. Сеченов - основатель русской физиологии; С. А. Ульянин - пионер русской авиации, летчик-конструктор; М. И. Занкевич, А. А. Игнатьев - выдающиеся военные разведчики в период Первой мировой войны.

И особо хочется рассказать о кадетах, ставших впоследствии выдающимися дипломатами. Именно о них вспоминал в своем докладе на XVII съезде объединения кадет российских КК, проходившем в сентябре 2000 г. под Монреалем, министр иностранных дел России Игорь Сергеевич Иванов, сам выпускной Московского СВУ.
 

    "Военное дело и дипломатия представляют собой по существу две руки государства. Недаром они так тесно переплелись в личных судьбах многих воспитанников русских КК. Для примера вспомним хотя бы биографию генерала от кавалерии графа Александра Ивановича Чернышева. Молодым офицером он отличился в сражениях при Аустерлице и Фридланде, затем выполнял ответстеннейшие дипломатические и разведывательные поручения Императора Александра I при дворе Наполеона, а впоследствии вновь прославился военными подвигами, стал одним из героев войны 1812 г. Свою блестящую карьеру он закончил военным министром при Императоре Николае I. Военную и дипломатическую деятельность совмещал и другой выдающийся военный деятель, полный Георгиевский кавалер генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич. Мне приятно вспоминать и о тех воспитанниках КК, которые целиком посвятили себя дипломатической деятельности. В их числе - министр иностранных дел России в 1806-1808 гг. А. Я. Будберг, посланник в Мадриде и Лиссабоне X. Е. Кудрявский, участники переговоров соответственно с Китаем и Турцией Л. В. Казакевич и К. В. Левицкий и многие другие".

Статья написана по книге Валентина Михайловича Меньшова "Российские кадеты", С.Пб., 2003, том 1.

 

 

 

 

 
 

4ru_m

 
Hosted by uCoz